Меню

Как общаться с полицией

Это памятка для тех, кто столкнулся и вынужден общаться с сотрудниками правоохранительных органов, ниже я отвечу на основные вопросы, которые при таком общении возникают.

1) Может ли полицейский проверять документы у каждого встречного-поперечного?

Нет. Для этого нужны основания. В соответствие с ч. 2 ст. 13 Закона РФ "О полиции" такое право возникает в случае, если:

• есть данные, дающие основания подозревать гражданина в совершении преступления;


• есть данные, что гражданин находится в розыске;


• есть повод к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении, или если он застигнут при совершении такого правонарушения;


• есть основания для задержания гражданина.


В соответствие с ч. 4 ст. 14 ФЗ "О полиции" к категориям граждан, которые могут быть задержаны, относятся, кроме тех, кто упомянут выше:


1. Подозреваемые в совершении преступлений и лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;


2. Совершившие побег из-под стражи, уклоняющиеся от отбывания наказания, не прибывшие к месту отбытия наказания;


3. Уклоняющиеся от административного ареста, либо от исполнения назначенных судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, либо от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;


4. Незаконно проникшие либо пытавшиеся проникнуть на охраняемые объекты;


5. Допустившие нарушение правил комендантского часа;


6. Предпринявшие попытку самоубийства либо имеющие признаки выраженного психического расстройства и создающие своими действиями опасность для себя и окружающих;


7. Совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающиеся от назначенной судом госпитализации в такое учреждение;


8. В отношении которых поступило требование о выдаче от иностранного государства по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Если Вы не подпадаете под данные категории граждан, то и проверять документы у Вас нет законных оснований. Но здесь стоит оговориться, что еще существует ст. 72 приказа МВД РФ от 29.01.08 N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности" полиция обязана обращать особое внимание на:

лиц, часто появляющихся у объектов, где хранятся, находятся в обращении материальные ценности, банковских учреждений, торговых предприятий, складов, баз, и проявляющих интерес к состоянию окон, дверей, запоров, ограждений, режима работы и организации охраны;


проявляющих подозрительную настороженность и беспокойство, одетых не по сезону или в одежду, не соответствующую росту и комплекции, а также имеющих повязки и травмы;


группы лиц, особенно молодежи, собирающиеся в скверах, дворах, подъездах домов и других местах;


занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;


безнадзорных детей и детей, играющих в опасных местах.


2. Как сотрудник полиции должен обратиться к гражданину?

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (ч. 4 ст. 5 ФЗ -3).
Особые требования при общении с гражданином предъявляет к сотруднику ППС Устав патрульно-постовой службы (приказ МВД РФ № 80 от 2008 г). Сотрудник ППС обязан поздороваться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения (п. 227 Устава ППСМ). По требованию должностных лиц и граждан патрульный (постовой) милиционер обязан назвать свою фамилию, орган внутренних дел и предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук (п. 228 Устава ППСМ). Как указано в "Памятке о профессиональной культуре взаимоотношений сотрудников милиции и граждан", "в обращении с гражданами недопустимы высокомерный тон, грубость, заносчивость, невежливое изложение замечаний, угрозы, выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство", нравоучения и несправедливые упреки, предъявления незаслуженных обвинений, угрожающие жесты и знаки. Свои требования и замечания сотрудник милиции должен излагать в вежливой и убедительной форме, объяснения выслушивать внимательно, не перебивая говорящего".

В разговоре с гражданами сотрудник ППСМ обязан проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях не руководствоваться личными неприязненными чувствами (п. 229). Если нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы или иные нормативные правовые акты. Только после этого может быть принято решение о составлении протокола, доставлении нарушителя в отдел (отделение) внутренних дел или возможности ограничиться замечанием (п. 230).

Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует, по возможности, делать так, чтобы дети этого не слышали (п. 231). С подростками патрульно-постовые наряды должны обращаться так же вежливо, как и с взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста (п. 232). Если в документ гражданина вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их (п. 233).

 

3. Можно ли полицейского попросить представиться?

Да, можно. При этом он должен назвать свою должность, звание, фамилию, а так же принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса (ч. 5 ст. 5 ФЗ -3).

 

4. Что должен делать полицейский при выявлении иностранного гражданина без регистрации?

В таких ситуациях сотрудник правоохранительных органов должен действовать в порядке предусмотренным законом, регламентирующим правовое положение иностранцев на территории России.

При выявлении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих при себе документов, пребывающих без регистрации, а также по просроченным или недействительным документам, патрульный (постовой) обязан сообщить об этом дежурному по ОВД и действовать по его указанию (п. 239).

Вместе с тем, в соответствии с п. 34, 35 "Наставления по организации деятельности МВД РФ, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства", утвержденного МВД РФ и ФМС 12.10.09 N 758/240, сотрудник МВД вправе доставить лицо без регистрации только в одно-единственное место - орган ФМС. Доставление иностранного гражданина, нарушающего правила регистрации, в дежурную часть ОВД - исключительная компетенция сотрудника ФМС.

Если вы считаете, что ничего не нарушили и оснований для проверки ваших документов не было, но  при этом полицейский добросовестно заблуждался, невольно нарушив ваши права, вам надо постараться объяснить ему, что  он не прав. Если он с вами не согласится, следует выполнить его требования, проинформировав по телефону "02" дежурную часть органа внутренних дел о допущенном нарушении. После того, как ограничение ваших прав было прекращено, вы вправе простить сотрудника (если он принес вам извинение), либо обжаловать его действия.

 

5. Обязаны ли мы иметь при себе паспорт?

Нет, не обязаны. Конституция РФ и в целом законодательство не возлагает такую обязанность на граждан. В соответствие  с п. 4 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 17.07.95 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" контроль за соблюдением Правил регистрации осуществляют органы ФМС РФ. Полиция же в этом не участвует.

 

6. Можно ли подать заявление сотруднику не в участке, а на улице?

Да, это допускается.Согласно п. 9 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной приказом МВД РФ № 333 от 04.05.10, "вне органов внутренних дел, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации".

Пункт 87 Устава патрульно-постовой службы требует от сотрудника МВД при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно совершено или готовится и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления. После этого полицейский должен немедленно доложить об этом дежурному и начальнику, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств. Потому, если вам при обращении к сотруднику полиции рекомендуют отправиться писать заявление в дежурную часть, напомните требование п. 9 приказа МВД РФ № 333.

 

7. Обязаны ли мы исполнить требование полиции "покинуть место"?

Обязаны в том случае, если:

данное место является местом совершения преступления, административного правонарушения,  происшествия, и на этом месте необходимо провести следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия;


необходимо сохранить следы преступления;


для обеспечения безопасности граждан, в целях защиты их жизни, здоровья и имущества;


при нахождении в общественных местах на месте проведения несогласованного публичного мероприятия граждан, если возникшее скопление граждан создает угрозу их или иных лиц жизни и здоровью, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.


В последнем случае полиция вправе потребовать от граждан либо разойтись, либо перейти в другое место (п.7 ст.13 ФЗ-3).

 

8. Что делать если Вас задержали?

В данном случае уже все серьезней. Если Вас задержали, значит к тому были основания (ошибочное задержание происходит крайне редко). В данной ситуации лучше сразу позвонить адвокату и сообщить свое местонахождение, фамилии сотрудников, производивших задержание. По этим данным он сможет Вас нати и оказать правовую помощь на самом раннем этапе. И помните, что самые роковые и невыгодные показания/объяснения задержанный дает именно в первый день задержания. Если все же такое случилось, то Вы можете в срочном порядке позвонить мне по номеру 8 961 066 75 84.

 

С Уважением, Адвокат - Степанов Вадим Игоревич